2011

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОВЕТА
ПО ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКИХ И КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Д.212.198.10 В 2011 ГОДУ

 

Совет Д 212.198.10 создан при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, приказом Рособрнадзора от 21.12.2007г.
№ 2397-1937. 

 

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:

19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

19.00.07 – педагогическая психология

19.00.13 – психология развития, акмеология

по психологическим наукам.

 

В 2011 году проведено 9 заседаний.

 

Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета:

Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор

Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук, профессор

Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор

 

За отчетный период были рассмотрены 6 кандидатских диссертаций: – по специальности: 19.00.01 – Общая психология, психология личности,  история психологии и 3 по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология (психологические науки).

По специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности,  история психологии успешно защищены  6 кандидатских диссертаций, в том числе Л.Н. Вахрушевой.

В своем диссертационном исследовании Л.Н. Вахрушева рассматривает выраженности структурных и качественных характеристик и механизмов развития эмоционального интеллекта в онтогенезе, а именно - особенности эмоционального интеллекта в фазе его становления - на этапе юности и ранней взрослости. Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о динамике становления эмоционального интеллекта в онтогенезе, в частности, в установлении особенностей эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости и раскрытии роли равномерного (внутренне согласованного) развития структурных компонентов эмоционального интеллекта для успешной социальной адаптации. В исследовании впервые установлена и описана гетерохронность развития эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости. Результаты исследования показали что:

  1. На этапе юности и ранней взрослости эмоциональный интеллект обладает специфическими особенностями, которые заключаются в относительно низком уровне развития его параметров, меньшей внутренней согласованности между ними и качественном своеобразии стратегий эмоциональной саморегуляции по сравнению с лицами более старших возрастов.
  2. Существуют вневозрастные гендерные различия в развитии параметров эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект женщин выше, чем у мужчин. В частности, женщины лучше понимают свои эмоции, а также более эффективно умеют управлять собственным и чужим эмоциональным состоянием.
  3. Развитие эмоционального интеллекта протекает гетерохронно и проходит стадии роста и спада показателей. В частности установлена неравномерная динамика по параметру «регуляция эмоций других людей». Так юноши 16-17 лет и 22-23 года демонстрируют лучшие способности к  регуляции эмоции других людей, чем в возрастном периоде  18-21 год.  
  4. Тип профиля эмоционального интеллекта – равномерный (внутренне согласованный) или неравномерный является важным диагностическим показателем его развития. Тип профиля эмоционального интеллекта взаимосвязан с социометрическим статусом, а также со стилем межличностной коммуникации.

5. Существует взаимосвязь определенных личностных черт и особенностей эмоционального интеллекта на этапе юношеского и ранне-взрослого возраста. В частности эмпатийность,  сговорчивость, отзывчивость, ответственность, терпимость к недостаткам других людей напрямую связаны с высокими показателями эмоционального интеллекта.

  1. Развитие параметров эмоционального интеллекта на этапе юношества и ранней взрослости является важным фактором успешности в сфере межличностного общения.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, целям и гипотезам, репрезентативностью выборки, применением аппарата математической статистики для обоснования статистической достоверности полученных результатов.

Полученный в исследовании теоретический и эмпирический материал может использоваться в содержании учебных курсов и разделов по общей психологии, психологии развития и социальной психологии  для студентов ВУЗов, а также при разработке конкретных рекомендаций в практике психологического консультирования.

Разработанная автором Методика диагностики эмоционального интеллекта (МДЭИ), имеет значительный диагностический потенциал, что позволяет рекомендовать ее применение,  как в сфере практического консультирования, так и для проведения экспериментально - психологических исследований. Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

 

 

По специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология успешно защищены 3 кандидатские диссертации, в том числе Н.И.Шелковниковой

В своей диссертации Н.И. Шелковникова рассматривает психологическую готовность к школьному обучению.

Новизна исследования заключается в изучении психологической готовности к школьному обучению детей с пренатальным и перинатальным анамнезом. Установлено, что особенности протекания беременности и родоразрешения женщин обуславливают особенности развития разных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации условий, способствующих формированию, как целостной  психологической готовности к школьному обучению, так и отдельных ее компонентов.

Практическая  значимость работы в том, что полученные результаты  могут быть использованы  в организации психологического сопровождения детей с отягощенным пренатальным и перинатальным периодом развития, в консультировании детей старшего дошкольного возраста, в профилактике нарушений психологической готовности к школьному обучению.

          Апробация результатов проводилась на кафедре  социальной психологии; на научно – практических конференциях  в Петербургском государственном университете путей сообщения (филиал медицинский колледж), Российском государственном гуманитарном университете. 
            Материалы    диссертационного исследования используются в  преподавании курсов по психофизиологии, психогенетике, специальной психологии на кафедре психологии  для студентов Академического института гуманитарного образования, представительство Московского Российского государственного гуманитарного университета.

Область применения: ранняя диагностика и знание  о том, какое воздействие оказывают патогенные факторы пренатального и перинатального периодов на развитие ребенка после его рождения  позволяют  организовать раннее психологическое сопровождение детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом, направленное на  предупреждение возможных нарушений и развитие тех  сторон (структурных компонентов) психологической готовности  к обучению в школе, которые в большей степени подвержены воздействию патогенных факторов.

Итоги исследования.

Новое решение актуальной научной задачи: В ходе реализации поставленных задач был проведен анализ психологической литературы по проблеме исследования; раскрыты особенности психологической готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе, а так же установлено, что особенности протекания беременности и родоразрешения женщин обуславливают особенности развития разных компонентов психологической готовности к школьному обучению

Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология (психологические науки).

В диссертации М.Н. Усцевой изучается роль отца и его образа у подростков в формировании личности и возникновении аддиктивного поведения.

Новизна исследования: в работе впервые исследуется взаимосвязь личностных особенностей подростков, структуры семьи, психологических характеристик отца и его образа у подростков. Выявлена специфика связи присутствия в семье неродного отца (отчима) с возникновением у подростков склонности к аддиктивному поведению, а также различия в образах родного и неродного отца. Материалы диссертационного исследования позволяют по-новому осмыслить связь образа отца и аддикции у подростков из неполных семей.

Теоретические и практические результаты: полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем химической зависимости подростков, расширяют и конкретизируют научные сведения о психологических особенностях подростков, имеющих опыт использования психоактивных веществ, вносят определенный вклад в изучение влияния семьи и отца на личность и поведение подростка.

Наиболее существенными практическими результатами работы явились:  выявление специфики личностных особенностей подростков,  употребляющих и не употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), их связь с образом отца; характеристика образа отца у подростков с аддиктивным и неаддиктивным поведением; сравнение образа отца у подростков из семей, где воспитанием занимается родной отец, отчим или отец отсутствует.

Результаты исследования могут иметь применение в практической работе психологов, социальных работников, педагогов с аддиктивными подростками и их семьями, а также для профилактики химической зависимости среди подростков. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по психологии подростка и спецкурсах, посвященных проблемам зависимого поведения и детско-родительским отношениям.

Исследование освещает важные пути дифференцированного подхода в редукции некоторых форм деструктивного и асоциального поведения подростков. Результатами научной работы является разработка теоретических проблем психологической детерминации возникновения химической зависимости подростков. Организация исследования позволила выявить достаточно сложную систему связей структуры семьи, родительских отношений, психолого-этологических особенностей отца и его образа у подростков-сыновей, а также присутствие неродного отца (отчима) с возникновением у подростков склонности к аддиктивному поведению.

Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология (психологические науки).

В диссертации Ж.В. Пономаревой исследуется взаимосвязь лечебного процесса и личностных характеристик подростков, страдающих угревой болезнью, с разным отношением к себе и своей болезни. Целью работы является разработка психологического со­про­вож­дения соматического лечения  подростков, больных угревой болезнью. Новизна исследования связана с тем, что в нем впервые проблемы эффективного лечения представлены в сопоставлении с личностными характеристиками подростков, страдающих угревой болезнью. В исследовании выявлены  типы личностного развития подростков, лечащихся от угревой болезни, и установлена связь личностных характеристик подростков с эффективностью их лечения и выздоровления.

Полученные в исследовании результаты способствуют выявлению условий полноценного личностного развития в подростничестве. Наиболее существенными практическими результатами работы явились: принципы и способы построения психологического сопровождения лечения подростков, страдающих кожными заболеваниями; выявлены аспекты взаимосвязи деятельности врача и психолога при лечении подростков; раскрыты условия,  при которых происходит  формирование  у подростков адекватного отношения к себе и своим возрастным недугам; разработаны приемы, способствующие укреплению взаимопонимания подростков и их родителей; раскрыты специфические особенности личностного развития в подростковом возрасте.

Предметом внедрения является взаимосвязь особенностей рефлексии и образов родителей у мужчин и женщин.

Степень внедрения:

  1. Лекционные и семинарские занятия по курсам «Общая психология», «Педагогическая психология», «Психология»
  2. Плановая научная продукция лаборатории «Психологических проблем воспитания» ГосНИИ семьи и воспитания за 2006 - 2007 гг.

Результаты исследования могут быть использованы в разработке диагностических методов, направленных на выявление различий рефлексии у мужчин и женщин, с последующим их применением в семейном и индивидуальном консультировании, а также в психологическом сопровождении управленческих процессов в различных коллективах. Кроме того, представление о типичных характеристиках образов родителей у людей, с различной глубиной рефлексии, может быть использовано в психотерапевтической практике с целью вскрытия и разрешения проблем детско-родительского взаимодействия.

Новое решение актуальной научной задачи: в ходе реализации поставленных задач был проведен анализ философско-психологической литературы по проблеме исследования; раскрыто функциональное содержание рефлексии у мужчин и женщин; обозначена важность образа родителя как субъективной составляющей процесса формирования личности, а также выявлена специфика материнской и отцовской роли в семьях разных типов.

Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 -  психология развития, акмеология (психологические науки).

В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный  и,  вместе  с  тем,  углубленный  анализ  психологических феноменов и явлений,  методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов  математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.