2011

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОВЕТА ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК, НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК Д 212.198.09 В 2011 ГОДУ

 

            Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.198.09 создан при ФБГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.01.2010 № 1-38.

         Совету Д.212.198.09 разрешено принимать к защите диссертации по специальностям: 22.00.01 – Теория, методология и история социологии (по социологическим наукам); 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы (по социологическим наукам); 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни (по социологическим наукам); 22.00.08 – Социология управления.

         1. В 2011 г. проведено  6 заседаний  Совета.

         2. Члены Совета, посетившие менее половины заседаний: нет.

3. В 2011 году Советом были рассмотрены 4 кандидатские диссертации и 1 докторская диссертация.

На дневном заседании 24 мая 2011 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Колосовой Елены Андреевны «Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики» по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. Диссертация выполнена на кафедре прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета.

Диссертационная работа Колосовой Е.А. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение практик детского чтения в современной России.

Актуальность исследования определяется тем, что в современном российском обществе произошло снижение качества социализации и образования российских детей, изменились роль детского чтения в семье, его значение в контексте реформы школьного образования и место в структуре жизнедеятельности подрастающего поколения.

Научная значимость исследования состоит в привлечении социологических методов для изучения детского чтения как сложной социальной проблемы современного общества. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении понимания социализационных процессов в российском обществе. Результаты исследования могут применяться в работе организаций, занимающихся детством, детскими учебными заведениями и общественными объединениями. Положения в выводы исследования могут быть основой разработки вузовских учебных курсов по социологии детства, социологии образования и социологии СМИ.

На вечернем заседании 24 мая 2011 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Бабаяна Альберта Нелсоновича «Профессиональная карьера банковского работника (на примере коммерческих банков Москвы)» по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. Диссертация выполнена на кафедре прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета.

Диссертационная работа Бабаяна А.Н. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение профессиональной карьеры банковского работника современного российского общества.

Актуальность исследования определяется возрастающей ролью в российском обществе недостаточно изученных в социологии работников коммерческих банков как специфической социально-профессиональной группы коммерческих организаций.

Научная значимость исследования обеспечивается комплексным анализом теоретико-методологических подходов к изучению новой, подробно не описанной и мало изученной социально-профессиональной группы (банковские работники).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обогащении представлений о социальной структуре российского общества. Работа вносит вклад в развитие социологии профессий, так как исследует становление специалиста-профессионала в сфере банковской деятельности. Положения и выводы диссертации могут быть основой для разработки курсов лекций для студентов по социологии профессий, социологии управления и социологии организаций.

На дневном заседании 28 июня 2011 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Анисимова Романа Ивановича «Трансформация гражданской идентичности в России» по специальности 22.00.01 – теория, методология и история социологии. Диссертация выполнена на кафедре  теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета.

         Диссертационная работа Анисимова Р.И. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение процесса трансформации гражданской идентичности в России.

            Актуальность исследования обусловлена проблемным состоянием и противоречиями гражданской идентичности в современном российском обществе.

Научная значимость диссертации состоит в уточнении условий, факторов и механизмов формирования гражданской идентичности в современном обществе.

Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы в принятии управленческих решений государственными органами власти. Теоретические и практические аспекты исследования можно применить в учебном процессе, в преподавании таких курсов как «Социология личности», «Историческая социология», «Теоретическая социология».

На вечернем заседании 28 июня 2011 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Верховского Сергея Леонидовича «Организационная культура сетевых предприятий общественного питания: социологический анализ» по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. Работа выполнена на кафедре  социологии РХТУ им. Д.И. Менделеева.

         Диссертационная работа Верховского С.Л. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение организационной культуры сетевых предприятий общественного питания.

         Актуальность темы исследования обусловлена появлением в России сетевых организаций типа «Макдоналдс», что ознаменовало новый этап в развитии организаций общественного питания, в которых формируется и функционирует специфическая организационная культура.

         Научная значимость проведенного исследования заключается в том, что представленная работа является одной из первых попыток в отечественной социологии выявления и описания основных характеристик организационной культуры, свойственной современным сетевым организациям общественного питания.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии концепции организационной культуры в применении к особому виду производственной деятельности. Основные положения проведенного исследования могут быть использованы на практике: при формировании и развитии сетевых организаций сферы общественного питания, а также – в учебном процессе в преподавании дисциплин «Социология управления», «Социология организаций».

На заседании 27 декабря 2011 года Советом была рассмотрена докторская диссертация Булановой Марины Борисовны «Историческая реконструкция и перспективы социологического образования в России» по специальности 22.00.01 – теория, методология и история социологии.

Диссертационная работа Булановой М.Б. представляет собой завершенное самостоятельное научное исследование комплекса актуальных проблем, выполненное на высоком научно-теоретическом уровне, вносящее вклад в изучение исторического опыта и перспектив социологического образования в России.

         Актуальность исследования связана с научной и практической потребностью осмысления, обобщения и использования уникального российского опыта, а также выявления основных тенденций в развитии социологического образования в России.

         Научная значимость проведенного исследования состоит в углублении знаний о механизмах изменения отечественного социологического образования. Проведенный в работе анализ трансформации социологического образования дает возможность прогнозировать такие тенденции в его развитии, как необходимость органического соединения теории и эмпирии, апробация знаний на практике, широкое использование активных и новаторских методов обучения, воспитание социологов как граждан, заинтересованных в эффективном функционировании и развитии российского социума.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концепции последовательной смены моделей социологического образования, что позволяет применить ее к исследованию процесса институционализации социологии в России, а также углубить знание об отечественном социологическом образовании, механизмах его изменения и развития.

Практическая значимость исследования состоит в его применении к разработке и реализации государственных образовательных стандартов по социологии. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы при организации учебного процесса в образовательных учреждениях всех уровней. В частности, в полной средней общеобразовательной школе (включение социологии в курс обществознания), в вузе (разработка и реализация оптимальной модели социологического образования бакалавров и магистров), в аспирантуре (подготовка и чтение специальных курсов по социологии).