2008

ОТЧЕТ
о работе диссертационного совета
Д 212.198.10 в 2008 году

Совет Д 212.198.10 создан при Российском государственном гуманитарном университете (Москва) приказом Рособрнадзора от 21.12.2007 № 2397-1937.

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (по психологическим наукам)
19.00.07 – Педагогическая психология (по психологическим наукам)
19.00.13 – Психология развития, акмеология (по психологическим наукам).

В 2008 году проведено 16 заседаний.
Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета: д-р психол. наук, проф. А.З. Зак.

За отчетный период были рассмотрены 12 кандидатских и 1 докторская диссертации. Кандидатских: успешно защищено по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии – 8; по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология – 3; по смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.06 – Юридическая психология - 1. Докторских: успешно защищено по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология – 1.

По специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии успешно защищены 8 кандидатских диссертаций: М.В. Семенихиной, М.В. Исаковым, Ю.А. Кукушкиной, А.А. Артамоновой, Е.В. Арцишевской, Е.Л. Бобылевым, О.В. Белоконь, Г.С. Чучковой.
В диссертации М.В. Семенихиной впервые исследована взаимосвязь особенностей рефлексии мужчин и женщин и характеристик образов их родителей. Выявлена специфика реализации рефлексивной функции в социально-психологической адаптации мужчин и женщин. В исследовании было раскрыто функциональное содержание рефлексии у мужчин и женщин, обозначена важность образа родителя как субъективной составляющей процесса формирования личности, а также выявлена специфика материнской и отцовской роли в семьях разных типов. Результаты исследования могут быть использованы в разработке диагностических методов, направленных на выявление различий рефлексии у мужчин и женщин, с последующим их применением в семейном и индивидуальном консультировании, а также в психологическом сопровождении управленческих процессов в различных коллективах. Кроме того, представление о типичных характеристиках образов родителей у людей, с различной глубиной рефлексии, может быть использовано в психотерапевтической практике с целью вскрытия и разрешения проблем детско-родительского взаимодействия.
Диссертация М.В. Исакова посвящена теоретической разработке понятия субъектности, как устойчивой интегральной личностной характеристики и ее экспериментальному изучению, а также разработке методики для ее измерения. В работе исследована структура субъектности у представителей различных социально-демографических групп. Разработка автором опросника субъектности открывает возможности для эмпирических исследований условий и факторов, способствующих и препятствующих формированию субъектности. Опросник субъектности позволяет проводить дифференциальную диагностику компонентов субъектности у представителей различных возрастных и социальных групп. Выявленные в работе связи компонентов субъектности и процесса обучения в ВУЗе могут быть использованы при целенаправленном формировании субъектности у будущих специалистов.
В работе Ю.В. Кукушкиной расширено предметное поле изучения профессиональной компетентности за счет выявления ее новых компонентов, а также изучены факторы, влияющих на успешность процесса решения профессиональных задач. Экспериментально изучена роль критического мышления в процессе решения профессиональных задач программистами. Разработан способ стимуляции метакогнитивных стратегий критического мышления в ходе экспериментального исследования посредством предъявления испытуемым в ситуациях затруднения функциональной схемы критического мышления. Полученные результаты могут быть использованы для диагностики уровня компетентности программистов при отборе персонала на предприятиях сферы информационных технологий; для создания методов диагностики специальных способностей в сфере программирования; при создании образовательных программ по развитию навыков критического мышления.
Диссертационное исследование А.А. Артамоновой раскрывает переживание одиночества в качестве фактора развития личностного потенциала. Проведено моделирование и анализ основных жиз¬ненных событий личности студента, в контексте создания условий для экстернализации внутренних противо¬речий, совершения личностного выбора. Выявлена роль переживания одиночества в этом процессе. В исследовании апробирована система с применением элементов интенсивных интегративных психотехнологий для коррекции последствий негативных переживаний одиночества, а также для активизации личностного потенциала через актуализацию и фиксацию опыта позитивных переживаний. Результаты исследования могут быть использованы в разработке программ, направленных на социально-педагогическую адаптацию студентов-первокурсников, а также психологическое сопровождение личности при преодолении негативного переживания одиночества.
Е.В. Арцишевская исследовала взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуально-типологических особенностей художественно-изобразительных и языковых способностей с общими способностями и их психофизиологическими коррелятами. Разработаны батареи психодиагностических методик, с помощью которых обнаружены «альтернативные» типы языковых и художественных способностей, имеющих разную психофизиологическую основу. Получен материал, характеризующий разные типы способностей и одаренности с учетом не только условий (технологий) обучения, но и природных предпосылок и склонностей подростков. Полученные факты могут использоваться и в общеобразовательной школе, и в специализированных языковых и художественных школах в целях оптимизации психолого-педагогического процесса и осуществления индивидуального подхода к личности подростка. Полученные результаты также могут быть использованы в процессе индивидуального и профессионального консультирования, в целях оказания своевременной и адресной помощи.
В исследовании Е.Л. Бобылева производится ретроспективный анализ многоэтапного становления психологии литературного творчества как относительно самостоятельной области знаний. Раскрыты философско-эстетические основы искусства и творчества и показана специфика психологии литературного творчества; впервые дан сравнительно-исторический анализ понятий «психология искусства», «психология художественного творчества» и «психология литературного творчества»; создана периодизация развития психологического анализа литературного творчества в России в конце XIX ― 30 годах XX века, а так же хронологический и содержательный критерии выделения этих этапов. Выделены два подхода к пониманию психологического анализа литературного творчества: субъективный (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.Ф. Чиж) и объективный (Б.А. Грифцов, Л.С. Выготский) и вскрыты основные отличия сторонников субъективного и объективного подходов. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории психологии, психологии искусства, литературной критики, при создании сводных трудов по психологии искусства, научно-исследовательских проектов по данной проблеме, в историографических работах.
О.В. Белоконь изучала взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством. В диссертации дан анализ компонентов эмоционального и социального интеллекта, способствующих возникновению лидерства в малых группах, эффективности лидерства и обусловливающих выбор лидерского стиля, дано теоретическое обоснование этих связей. Уточнены теоретические представления о роли структурных компонентов эмоционального и социального интеллекта в различных аспектах лидерства. Наиболее существенными практическими результатами работы явилось установление зависимости лидерской позиции, эффективности лидерства и выбора лидерских стилей от уровня эмоционального и социального интеллекта. Результаты исследования могут быть использованы в диагностике лидерской позиции в малых социальных группах в процессе группового взаимодействия. Возможно применение полученных данных в разработке и внедрении программ, направленных на повышение уровня эмоционального и социального интеллекта с целью развития лидерского потенциала и повышения эффективности лидерства.
В диссертации Г.С. Чучковой впервые показано, что виртуальное коммуникативное пространство чата является развивающей средой, межличностное взаимодействие в условиях которой способствует изменению личностных свойств пользователей. Развивается положение о том, что виртуальное коммуникативное пространство выступает инструментом саморазвития личности, доказывается необходимость обращения к положениям культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и деятельностного подхода в отечественной психологии при изучении личности в сети Интернет, приводится определение конструкта «значимый другой», обосновывается эвристическая значимость различения «реальных» и «виртуальных» значимых других личности. Наиболее существенными практическими результатами работы явились: выделение индивидуально-психологических типов пользователей чатов; выявление содержательных особенностей отношений респондентов с «реальными» и «виртуальными» значимыми другими на разных этапах увлечения чат-общением; установление обратной взаимосвязи опыта Интернет-коммуникации и степени её привлекательности для личности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективной технологии психологического консультирования и коррекции в процессе межличностного взаимодействия в условиях «он-лайн», создания специализированных психологических Интернет-ресурсов, посвященных проблемам web-коммуникации, составления обучающих программ для специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает обращение к коммуникационным ресурсам сети Интернет.

По смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.06 – Юридическая психология защищена 1 диссертация – О.Г. Кравцова.
В работе О.Г. Кравцова исследованы структура и закономерности становления толерантности в онтогенезе. Для психологии личности значимым является то, что в работе представлен генезис личностного развития в контексте становления толерантности/интолерантности. В исследовании показано, что становление толерантности/интолерантности личности связано с подростковым и юношеским возрастами. Для юридической психологии новыми являются полученные в исследовании материалы, позволяющие выделить факторы, способствующие/препятствующие преодолению негативных последствий интолерантности. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации психологов и криминологов, в психологическом консультировании, формировании развивающих и обучающих программ, в психопрофилактической работе, в развивающей и психокоррекционной работе с дезадаптированными индивидами, в частности, с девиантными подростками и юношами, при профилактике противоправного поведения несовершеннолетних, при организации пенитенциарной системы для несовершеннолетних правонарушителей.
По специальности 19.00.07- Педагогическая психология успешно защищены 3 кандидатских диссертаций: Н.В. Глобы, И.А. Модиной, О.С. Рыбочкиной.
Диссертационное исследование Н.В. Глобы посвящено изучению эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в разных условиях: коррекционных классах массовых школ и специальных школах. В работе осуществлен многомерный и вместе с тем углубленный анализ особенностей, видов и характера проявлений эмпатии у младших школьников с ЗПР сравнительно с их нормально развивающимися сверстниками. Показано, что особенности эмпатии у младших школьников с ЗПР не зависят от условий обучения: обучения в коррекционной школе или специальном классе общеобразовательной школы. Эмпирически раскрыта и описана специфика проявления эмпатии у детей с задержкой психического развития. Выявлено, что когнитивная и личностная децентрация (как одно из необходимых условий наличия эмпатии) у детей младшего школьного возраста как с задержанным, так и с нормальным психическим развитием сформирована. Установлена связь особенностей эмпатии и уровня интеллектуального развития у младших школьников с ЗПР. Разработанная методика диагностики эмпатии к сверстнику может быть использована в исследовательской и практической работе психологов. Полученные в ходе исследования данные могут послужить основой для разработки психокоррекционных программ работы с детьми с ЗПР, направленных на развитие эмпатии, и рекомендаций для педагогов и психологов. Результаты исследования используются в программах профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов. На основании материалов исследования могут быть разработаны специальные программы по развитию эмпатии у детей с ЗПР.
В диссертации И.А. Модиной впервые рассматривается формирование психологической готовности к школьному обучению с точки зрения развития произвольности игры у педагогов дошкольного образования; показана связь развития субъекта игровой деятельности взрослых с организацией развивающей среды для детей дошкольного возраста и формированием у них психологической готовности к школьному обучению. Помимо этого, в работе уточнены и конкретизированы понятия «произвольность» и «субъект игровой деятельность» в контексте культурно исторического подхода. В работе впервые определяются две качественно отличные друг от друга стадии развития произвольности в дошкольном детстве. Полученные в работе результаты позволяют конкретизировать понятие «развивающая образовательная среда» применительно к детям дошкольного возраста. Полученные результаты можно использовать: при подготовке педагогов дошкольного образования; при переподготовке и повышении квалификации педагогов дошкольного образования; при работе с родителями детей дошкольного возраста; при целенаправленном формировании и коррекции психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
В работе О.С. Рыбочкиной впервые вводится представление о психологических характеристиках родителей как функциональном компоненте ситуации развития художественных творческих способностей и впервые исследуется специфика отношения юношей и девушек, с разным уровнем художественных творческих способностей, к психологическим характеристикам своих родителей. Выявлено, что каждый уровень художественных творческих способностей (высокий, средний, низкий) характеризуется типичным и своеобразным комплексом субъективных представлений юношей и девушек о психологических характеристиках их родителей. Средний уровень художественных творческих способностей юношей и девушек взаимосвязан с наиболее непротиворечивыми, позитивными образами родителей. Высокому и низкому уровням художественных творческих способностей юношей и девушек соответствуют комплексы психологических качеств родителей, несколько отклоняющиеся по ряду характеристик от общепринятого положительного образа. Выявлено, что взаимосвязь между уровнем развития художественных творческих способностей и психологическими характеристиками родителей, представляемыми юношами и девушками, имеет четко выраженную гендерную специфику. В представлениях юношей и девушек, имеющих сходные уровни выраженности художественных творческих способностей, как образы отцов, так и образы матерей характеризуются качественно разными комплексами характеристик. Разработанная методика диагностики уровня художественных творческих способностей может быть использована в практической работе психологов в различных организациях и учреждениях. Полученные в ходе исследования данные могут послужить основой для разработки программ психологической помощи семьям с детьми, находящимися в юношеском кризисе.

По специальности 19.00.07 – Педагогическая психология успешно защищена 1 докторская диссертация – К.С. Лисецкого.

К.С. Лисецкий рассматривает психологические основы профилактики наркотической зависимости личности в процессе изучения реалий подростковой субкультуры, феноменологии употребления наркотиков, критического анализа существующей практики антинаркотических программ. В диссертации исследована внутриличностная система самоподдержки подростка как альтернативы наркотической зависимости в период его взросления. Автором разработаны научные основы изучения феномена психологической зависимости; доказано, что наркотические вещества стимулируют формирование «превосходящего «Я», в котором «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я-под-влиянием-наркотика» существуют слитно; предложен и теоретически обоснован оригинальный подход к изучению феномена внутриличностной самоподдержки – онтосубъектный подход; в рамках онтосубъектного подхода осуществлено теоретическое обобщение основных источников тревожности в период подросткового возраста – онтологически значимых задач взросления; создана теоретическая основа для разработки программ профилактики отклоняющегося поведения подростков; теоретически обоснованы условия генерализации тревожности и других негативных эмоциональных состояний до состояния общей неудовлетворенности. Доказано, что условием снижения личностной тревожности является преодоление целевого хаоса (разрешение ситуации неопределенности). Результаты могут применяться для работы с личностью в практике индивидуального и семейного консультирования, с зависимыми и созависимыми отношениями, для разработки психодиагностических методик для определения нерешенных в процессе взросления задач и подростков из группы риска; в сфере социального проектирования (профилактика молодежного алкоголизма, накротизма, табакокурения); при разработке содержания, средств мониторинга, критериев эффективности превентивных программ; в практике судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертизы. Разработанные в ходе диссертационного исследования методы диагностики и техники групповой работы с подростками могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, социальных педагогов, специалистов социальных центров по работе с детьми.
В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный и, вместе с тем, углубленный анализ психологических феноменов и явлений, методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.