2009

ОТЧЕТ
о работе диссертационного совета
Д 212.198.10 в 2009 году

Совет Д 212.198.10 создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Рособрнадзора от 21.12.2007 № 2397-1937.  

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07 – педагогическая психология
19.00.13 – психология развития, акмеология
по психологическим наукам.
1) В 2009 году проведено 10 заседаний.
2) Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета:
Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор
Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор
Дерябо Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор
Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук, профессор
Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор
Тамарская Нина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор
3) Одно заседание проводилось по смежным специальностям: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология. На данную защиту решением совета были введены три члена действующих советов по специальности 19.00.04 – Медицинская психология: Николаева Валентина Васильевна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова; Микадзе Юрий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова; Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
5) За отчетный период были рассмотрены 8 кандидатских и 2 докторские диссертации. Кандидатских: успешно защищено по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии – 6; по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология – 2;. Докторских: успешно защищено по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии – 1; по смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская - 1.
По специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии успешно защищены 6 кандидатских диссертаций: А.В. Барановой, Н.В. Воротыло, А.А. Максимова, И.В. Франовой, Е.В. Логутовой, Д.В. Жаровой.
Диссертация А.В. Барановой объединяет два направления исследований, раскрывая динамику и характер изменений индивидуальных вариаций личностных особенностей сотрудников силовых структур в зависимости от специфики выполняемой деятельности. Материалы диссертации позволяют дополнить представления об этапе профессмонального становления, связанного с переходом от учебной к практической профессиональной деятельности, а также конкретизировать особенности этого этапа для сотрудников силовых структур, ориентированных на различные направления деятельности. В работе убедительно показана роль первого года практического освоения профессии, т.к. в результате показано, что до перехода к практической деятельности у выпускников более размыта система ценностей и менее определена система межличностных отношений. Результаты исследования могут быть использованы при профотборе в вузы, относящиеся к различным министерствам и ведомствам, при распределении молодых сотрудников силовых структур на разные направления деятельности, а также при работе с личным составом и психологическом сопровождении профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
В диссертации Н.В. Воротыло реконструирована субъективная картина критического периода, т.е. личностного кризиса в непосредственном переживании его субъектом. В работе впервые реализован психосемантический подход к диагностике феномена переживания кризиса, что позволило воссоздать целостную внутреннюю картину процесса переживания. Впервые выделены качественно различные типы субъективного опыта переживания личностного кризиса старшими подростками, прослежена возрастная динамика их распределения и охарактеризованы содержательные особенности представления подростков о ряде важных жизненных сфер в процессе переживания кризиса. Новаторским является подход к исследованию подросткового кризиса с общепсихологических позиций, в результате чего обнаружены эмпрические доказательства "личностного" характера данного кризиса, что подкрепляет ключевые положения культурно-исторической теории развития личности. Выявленные автором особенности переживания подростками кризиса, отдельных стадий в этом процессе и их подробное описание способствует лучшему пониманию психологического содержания подросткового кризиса и в частности его субъективных трудностей. Подростки, обладающие более дифференцированной структурой субъективного опыта, имеют более высокий уровень личностной рефлексии. В субъективном опыте подростков, находящихся на кризисном этапе развития, значимо чаще, чем у других подростков, представлены негативные эмоции по отношению к своему "Я", а также явления неблагополучия в сфере межличностных отношений: наличие негативно окрашенных переживаний в отношении друзей, переоценка ценностей дружбы; переживание отношения матери как отвергающего. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для повышения эффективности психокоррекционной работы с подростками специалистов психологических служб, а также в подготовке педагогов. Разработанные методики имеют значительный диагностический потенциал для изучения критического периода в его внутренней реальности, которая не может быть исследована традиционными методами. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение, соответствует требованиям п.8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ.
В работе А.А. Максимова на теоретическом и эмпирическом уровне разработано представление о компьютерной игре и ее месте в рамках общей теории игровой деятельности в целом и культурно-историческом подходе к игре в частности. В процессе исследования выделились «проблемные точки» в развитии игры, которые имеют существенное значение для выделения основных «мишеней» психологической помощи людям с компьютерно-игровой зависимостью. На основании проведенного исследования могут быть разработаны конкретные психологические программы и системы рекомендаций как для ранней профилактики данной формы аддиктивного поведения, так и для обеспечения успешной реабилитации лиц с ее выраженными формами. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации психологов. Диссертация является завершенным экспериментально-теоретическим исследованием проблем, связанных с анализом причин развития игровой компьютерной зависимости. Автореферат и публикации автора отражают основное содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п.8. «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
В исследовании И.В. Франовой впервые проведён целостный анализ теоретико-методологических оснований психотерапии. Впервые к психотерапевтическому методу была применена, и применена удачно, схема многоуровневого методологического анализа, разработанная Э.Г.Юдиным. Такой анализ позволил обосновать выделение этапов развития когнитивной психотерапии на основании критерия смены базовых философско-антропологических представлений. Впервые показана связь между сменой философско-антропологических оснований когнитивной психотерапии и эволюцией её теоретико-методологических представлений. Впервые систематически описаны внутри- и междисциплинарные источники знания, повлиявшие на становление когнитивной психотерапии. Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой системы представлений об историческом становлении когнитивной психотерапии, которая задает перспективы его дальнейшего развития и интеграции с оригинальными теоретическими и практическими разработками отечественной психологии. Практически важной является также экспликация мировоззренческих ориентиров, которыми руководствуются когнитивные психотерапевты в своей повседневной практике - экспликация модели психологического здоровья, на основе которой формулируются цели психотерапии. Результаты диссертационного исследования позволят усовершенствовать лекционные курсы по психотерапии, практическое обучение этому методу и задает перспективы его дальнейшего развития и интеграции с оригинальными теоретическими и практическими разработками отечественной психологии. Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, выоды, сделанные по результатам проведённого анализа, подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.
В работе Е.В. Логутовой проведен теоретико-методологический анализ проблемы влияния индивидуально-психологических особенностей, природно и социально обусловленных факторов на процесс профессионального самоопределения личности в отечественной и зарубежной психологии.. Выявлены и описаны индивидуально-психологические различия старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, обусловленные характером латеральной организации. Установлено существование тесной связи между профессиональными склонностями и предпочтениямим старшеклассников и их индивидуально-психологическими особенностями, обусловленные характером латеральной организации. Выявлены и рассмотрены гендерные различия в конфигурации личностных и интеллектуальных особенностей и профессиональных предпочтениях старшеклассников. Установлено, что различия в процессе переработки и усвоения информации старшеклассниками обусловлены характером латеральной организации и мозговой активности. В ходе исследования были выявлены закономерные различия в профессиональном самоопределении юношей и девушек (учащихся старших классов), установлена закономерная связь профессиональных предпочтений учащихся старших классов с индивидуально-психологическими особенностями и профилями латеральности. Выявлены особенности стилей усвоения учебной информации и мышления с связи с вариантами латеральной организации старшеклассников. Результаты исследования нашли применение у практических психологов, работающих в области возрастной и педагогический психологии, сфере психологического консультирования и профориентационной работе, преходе на профильное обучение. Результаты исследования могут быть использованы: в профориентационной работе в процессе профдиагностики и профконсультирования; в педагогической практике пр отборе в профильные классы и использовании технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения; в подготовке студентов к профессиональной психологической и педагогический деятельности. Диссертационное исследование носит междисциплинарный характер и представляет собой самостоятельное завершенное исследование. Квалифицируется как начный труд, имеющий важное теоретическое и практичекое значение. Поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу. Содержание автореферата соответствует диссертации. Диссертационный совет считает, что диссертация является научной самостоятельной работой, в которой рассматривается актуальная проблемва влияния индивидуально-психологических различий на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
В диссертации Д.В. Жаровой впервые детально были раскрыты предпосылки становления педагогической психологии в Великобритании в конце XIX века. Систематически исследованы психолого-педагогические идеи английских ученых (А. Бэн, Дж. Селли, Г.Спенсер, В. Друммонд, Ч. Дарвин и другие), заложивших основы английской педагогической психологии. Представлен сравнительный анализ психолого-педагогических идей представителей педагогической психологии Великобритании и России конца XIX столетия. Введение в обиход новых данных о развитии педагогической психологии Великобритании позволяет обновить и расширить область историографии и истории педагогической психологии. Результаты диссертационного исследования могут использоваться как в образовательном процессе, так и в историографических исследованиях; в лекционных курсах по истории психологии, истории педагогической психологии, психологии личности, общей, детской и возрастной психологии, на факультетах психологии университетов, педагогических ВУЗов, в институтах повышения квалификации, в спецкурсах по истории от ечественной и зарубежной психологии; в историко-психологических исследованиях, при создании учебных пособий по истории психологии, при дальнейшей разработке методологических проблем педагогической психологии. Изложенные в диссертационном исследовании малоизвестные материалы могут быть включены в современные сводные труды по истории психологии, истории зарубежной и отечественной психологии. Диссертация, представленная Жаровой Дарье Викторовной на соискание ученой степени кандидата психологических наук, является законченным теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование Жаровой Дарьи Викторовны, полностью отвечает требованиям, предьявляемым к диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
По специальности 19.00.07- Педагогическая психология успешно защищены 2 кандидатские диссертации: Е.А. Павлухиной, Л.Б. Соловей.
Диссертация Е.А. Павлухиной содержит обоснование понятия «профессионально значимые субъективные отношения», раскрывает роль таких отношений в профессиональной деятельности руководителей и специалистов; обоснование необходимости целенаправленного формирования (коррекции) профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов в процессе повышения квалификации; разрабатывает методологию психолого-педагогического проектирования тренинговых занятий с руководителями и специалистами, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений; исследует специфику отношений к природе (как профессионально значимых субъективных отношений) руководителей и специалистов природоресурсных отраслей. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан психологически обоснованный алгоритм педагогического проектирования тренингов для руководителей и специалистов для формирования (коррекции) профессионально значимых субъективных отношений; разработана система проведения тренингов, для формирования профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов; предложен конструкт для разработки методик диагностики профессионально значимых субъективных отношений сотрудников (слушателей курсов повышения квалификации) и диагностики эффективности тренингов; разработана и апробирована модель эколого-психологического тренинга для формирования профессионально значимых субъективных отношений; разработана и апробирована в условиях курсов повышения квалификации комплексная программа дополнительного профессионального образования «Менеджер общественного участия», направленная на повышение психолого-педагогической и социально-психологической компетентности руководителей и специалистов. Результаты исследования могут быть использованы при создании и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов (педагогов, психологов, государственных служащих, сотрудников природоресурсных отраслей). Программы профессионального образования (как основного, так и дополнительного) должны включать тренинг, направленный на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов в соответствии с характером и спецификой их профессиональной деятельности. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки).
В диссертации Л.Б. Соловей разработана авторская система оценки качественного уровня вербального воображения педагогов и детей, показано соотношение развития вербального и невербального воображения педагога и детей дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрыты возрастные особенности развития воображения детей при переходе их из дошкольного в младший школьный возраст. Разработана авторская программа развития вербального воображения детей. Экспериментально показано, что влияние образовательных программ на развитие воображения детей опосредствовано уровнем развития воображения педагога. Показана специфика влияния вербального и невербального воображения педагога на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов, психологам при развитии воображения детей необходимо обратить внимание на особенности развития их воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте, роль творческих качеств педагога. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - педагогическая психология.

По специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии успешно защищена 1 докторская диссертация – Л.Ф. Баяновой.
В работе Л.Ф. Баяновой впервые в качестве прямого объекта историко-психологического исследования выделена категория «культура». Новыми для историко-психологических исследований являются использованные в работе методы – метод категориального анализа и структурно-диалектический метод. В работе предложена новая линия в парадигме субъекта, являющаяся самостоятельным направлением исследований – линия изучения субъекта культуры. Возможность выйти за границы субстанциональности категорий субъекта и культуры за счет постановки проблемы их взаимодействия позволяет решить теоретическую задачу построения модели культуры, определяемой посредством обращения к субъекту. Диссертационное исслеование показало, что определение психологического содержания культуры позволяет рассматривать ее как новую категорию в системе психологического знания. Наряду с устоявшимися научными традициями в исследованиях субъекта в работе предложен новый контекст субъектной парадигмы – субъект культуры. В работе реконструирована логика становления проблемы взаимодействия субъекта и культуры, обнаружены самостоятельные периоды ее развития. В выявленной в диссертации хронологии выделяются три периода, имеющие внутреннее единство и отражающие сущность содержательных сдвигов и разрывов в истории развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры. В исследовании показано методологическое значение теории Л.С.Выготского в логике развития проблемы взаимодействия субъекта и культуры, предопределившей дальнейшее развитие исследований влияния культуры на онтогенез психики. На основе привлечения структурно-диалектического метода выявлена диалектическая природа культуры. Метод категориального анализа позволяет обозначить перспективы интеграции культуры в категориальный аппарат психологии. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории отечественной психологии, в спецкурсах, связанных с культурно-исторической психологией. Диссертация, представленная Баяновой Ларисой Фаритовной на соискание ученой степени доктора психологических наук, представляет собой завершенное теоретическое историко-психологическое исследование, обладающее научной новизной, несомненным теоретическим значением и возможностью практического применения. Данная работа задает новое теоретико-методологическое направление в парадигме исследования субъекта – линию изучения субъекта культуры, что служит предпосылкой новых многочисленных работ в области общей психологии и ее истории. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование Баяновой Ларисы Фаритовны соответствует требованиям п.8. «Положения о порядке присуждения ученых степеней» ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
По смежным специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология защищена 1 докторская диссертация – Л.А. Троицкой.
В работе Л.А. Троицкой обоснованы и применены критерии объективной количественной и качественной оценки изменения структурно-функциональных основ эмоциональной, мнестической, речевой и интеллектуальной (познавательной) деятельности детей и подростков с нормальным развитием и нарушениями ЦНС. Выделены клинические и нейропсихологические факторы в структуре познавательного дефицита у детей и подростков с нарушением ЦНС. Дана психологическая квалификация изменений эмоциональной, мнестической и речевой функции у детей с нормальным развитием и на ранних этапах нарушения ЦНС. На структуру и динамику познавательной деятельности в ходе индивидуального развития ребенка оказывают влияние индивидуальные профили функциональной асимметрии мозга. Дана характеристика эмоциональных состояний подростков с нормальным развитием и наследственными синдромами и эпилепсией. Впервые применены специализированные методы психологической коррекции, направленные на оптимизацию психических и эмоциональных процессов у детей с нормальным развитием и наследственными нарушениями ЦНС и эпилепсией. Данное исследование Данная работа позволяет психологам и педагогам составить целостное и системное представление о становлении и развитии эмоциональной сферы и познавательной деятельности детей и подростков в норме и при патологии ЦНС. Выявленные психологические характеристики и многочисленные варианты отклонений нервно-психического развития позволят определить стратегии, направленные на преодоление внутреннего конфликта и задержке личностного развития растущего поколения людей. Материалы работы могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке профильных специалистов. Результаты исследования дают возможность проводить нейропсихологическую диагностику локализации эпилептического очага у детей уже на начальных стадиях заболевания с учетом тяжести клинического течения эпилепсии и исходного уровня умственного развития ребенка. Предложенная нейропсихологическая оценка нарушений высших психических функций и эмоционально-личностных отношений у детей и подростков с нормальным развитием и нарушениями ЦНС позволяет дать прогноз дальнейшего интеллектуального развития ребенка и подобрать адекватные методы обучения и медико-психологической коррекции. Диссертационное исследование Л.А. Троицкой носит системный, междисциплинарный характер и представляет собой самостоятельное завершенное исследование. Квалифицируется как научный труд, имеющий важное научное, теоретическое и практическое значение, открывающий новое направление для исследований в области общей психологии и медицинской психологии. Поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены. Полученные результаты подтвердили выдвинутые гипотезы. Содержание автореферата соответствует диссертации.

В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный и, вместе с тем, углубленный анализ психологических феноменов и явлений, методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.