2010

ОТЧЕТ
о работе диссертационного совета
Д 212.198.06 в 2010 году

Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.06 создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» 
(г. Москва) приказом Рособрнадзора от 17.10.08 № 1902-1342.
Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
24.00.01 – Теория и история культуры (по историческим наукам, по искусствоведению, по культурологии);
24.00.03 – Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (по историческим наукам).
В 2010 году было проведено 11 заседаний совета.
Членов совета, посетивших менее половины заседаний – нет.
Тематика и методологическая база работ, защищенных в 2010 году, отличается разнообразием, что соответствует междисциплинарному профилю совета.
Почти половина работ в этом году была посвящена вопросам искусствоведения. Каждая из работ, представленная для защиты на степень кандидата искусствоведения, освещала проблематику различных областей бытования искусства: иллюстрации средневековой книги, архитектура, театральный грим, сценический текст. Однако общим являлся обширный эмпирический материал, привлеченный для анализа, и умение показать «включенность» этого материала в более широкую проблематику функционирования культуры определенного времени и места.
В работе Е.В.Новичковой «Текст и образ в средневековой книжной культуре: Инициалы иллюстрированной псалтири XIII века из собрания Российской национальной библиотеки» рассматривались сами принципы сосуществования и взаимодействия текста и образа в книжной культуре Средневековья, то есть процесс трансформации слова в изображение. Помимо решения теоретических проблем этой работой исследованная рукопись XIII века из РНБ вводилась в активный научный оборот.
Диссертационная работа Т.И.Окуневой «Семантика архитектурного декора русского модерна», базирующаяся на анализе композиций архитектурного декора, сфотографированных в основном самим автором, и на неопубликованных визуальных источниках из фондов ГРМ и РГАЛИ, рассматривала архитектурный декор не только как украшение архитектурного сооружения, но и как культурный текст, способный вбирать в себя идеи и смыслы культуры своего времени и транслировать их вовне. Методы изучения материала, обоснованные в диссертации, были использованы автором в его преподавательской деятельности в Московском институте дизайна и новых технологий (в рамках курсов «История русского искусства» и «История дизайна»).
Диссертационная работа Максимовой «Искусство грима в русской театральной культуре конца XIX – первой трети XX вв.» рассматривала специфику создания визуального образа на театральной сцене в тесной связи со всей театральной системой в целом – в уникальных рамках времени и места ее возникновения. Основываясь на богатом опыте работы в качестве художника-гримера, автор обобщил эмпирический материал и перешел к системному анализу в исследовании искусства грима как элемента театральной структуры. Что дало возможность понять грим не просто как прикладную дисциплину, а представить его самостоятельным видом искусства. Результаты исследования были внедрены автором в образовательный процесс в Школе–Студии МХТ, Институте Современного Искусства и Международном славянском университете им. Г.Р. Державина. Диссертантом был разработан цикл занятий на тему «Грим-маска» для актеров и режиссеров. Практическим отражением диссертационной работы явился также ряд спектаклей, выпущенных при участии автора в качестве художника-гримера театра «Et’ Cetera» под руководством А.Калягина: «Король Убю», «Смерть Тарелкина», «Подавлять и возбуждать», «Пожары», «451° по Фаренгейту», «Королевская корова», «Продюсеры».
Диссертация Т.И.Никитиной «Мета-время и игровая функция памяти в произведениях Гарольда Пинтера: текст и сцена» была посвящена творчеству влиятельнейшего драматурга не только Великобритании, но и всего западного мира второй половины XX века, лауреату Нобелевской премии в области литературы за 2005 год. Научная стажировка при одном из лондонских университетов, реализованная благодаря гранту Президента Российской Федерации, позволила Т.И.Никитиной собрать уникальные материалы из личного архива Пинтера, анализ и отрывки из которых были опубликованы ею в России впервые. Кроме того исследование основывается также на труднодоступных за пределами Соединенного Королевства материалах из Британской Библиотеки, Архива Национального Театра, Театральных коллекций Музея Виктории и Альберта. Но достоинства диссертационной работы не исчерпываются вводимыми в научный оборот новыми материалами; анализ творчества Пинтера через призму столь актуальной в последние десятилетия категории «памяти» позволяет не только раскрыть художественные особенности его пьес, но и рассмотреть важные социокультурные аспекты мироощущения индивидуума второй половины XX века, что является не только филологической, но и философской и культурологической проблемой.
Переход от искусствоведческого в целом подхода и культурологическому на материале искусства можно увидеть в диссертационной работе О.И.Макаровой «Формирование концепции «национального искусства» в культуре Японии конца XIX – начала XX вв.». Автор, рассматривающий культурно-историческую обусловленность появления концепта «японского национального искусства», показывает, что для концептуализации представлений об искусстве и создания связанных с ним институтов (с целью определения канонических произведений искусства, описания истории и выявления принципов искусства, каталогизации, музеефикации, коллекционирования предметов) решающую роль сыграло проникновение в японскую культуру западноевропейской научной традиции. Следует отметить особую актуальность теоретических и методологических подходов, выбранных автором: с одной стороны, рассмотрение национальных традиций как историко-культурно обусловленных явлений, с другой, использование при работе парадигмы истории понятий. Приложением к работе является перевод сочинения Окакура Тэнсин «Идеалы Востока» (1903) на русский язык, выполненный впервые.
Знакомство с японским опытом имеет не только этнографический интерес, изучение этого опыта по созданию концепции «национального искусства» дает возможность по-новому взглянуть на общую проблему формирования «национальных культур».
Также и работа С.А.Армейскова «Конструирование черной культурной идентичности в первой трети XX века: Маркус Гарви», основанная на, казалось бы, столько далеком от нас материале черного населения США, дает материал для размышлений о способах конструирования этнокультурной идентичности маргинализируемых групп населения. Поскольку в диссертации рассматривается вопрос взаимодействия различных социальных («расовых») групп на фоне доминирования в обществе расистских концепций, эта работа актуальна и для России, где остро стоит проблема ксенофобии, национализма и расизма, приспосабливающегося к меняющимся условиям социальной и политической среды.
Среди защищенных работ насколько посвящены проблемам отечественной культуры.
Работа К.О.Гусаровой «Каноны красоты и гигиенические стандарты в культуре России 1890-1910-х годов» обращается к проблематике телесности, существующей в междисциплинарной зоне гуманитарного знания и потому представляющей приоритетный интерес именно в рамках такой науки, как культурология. Изучение телесности предполагает сбалансированное соединение фактического материала и теоретических обобщений, успешно достигаемое автором, который демонстрирует возможность выхода на общекультурную проблематику из узкоспециального материала. На основе как документальных, так и визуальных источников автор выявляет взаимосвязи канонов красоты и гигиенических стандартов, существовавших в культуре России 1890-1910-х годов, и анализирует механизмы производства телесной нормы. За формальными и контекстуальными различиями (медицинских предписаний, стандартов чистоплотности, критериев цивилизованности, принятых в данном обществе канонов красоты) автор вскрывает общую символическую структуру, основанную на разграничении нормы и отклонения. Диссертация Гусаровой, как самостоятельное исследование, вписывается в современный контекст исследований телесности и истории культуры повседневности. Работа, в которой практики ухода за собой, бытовавшие в российской культуре рубежа XIX – XX веков, описываются с беспрецедентной полнотой, восполняет лакуну, существовавшую в исследованиях отечественной культуры — отсутствие систематического анализа телесности в десятилетия, предшествующие советскому периоду.
Две диссертационных работы, посвященных культуре России периода «оттепели», характеризуются продуманностью теоретической позиции и профессиональным и скрупулезным анализом эмпирического материала.
Одна из этих работ принадлежит молодой исследовательнице из Тайваня У Цзя-цин «Бардовское движение в контексте культуры повседневности в период “оттепели”». Осмысление недавнего прошлого, в особенности тех явлений, которые оказываются общими для культуры повседневности и советской эпохи, и нынешнего времени, встречается все чаще. Своеобразие периода «оттепели» как начала «демассификации» советской тоталитарной культуры сегодня противопоставляется тотальному господству культуры массовой. Поэтому авторская (бардовская) песня рассматривается У Цзя-цин не только как художественный жанр, а как феномен культуры, а бардовское движение – как социокультурное явление и как культурный процесс. Подход к бардовскому движению как культурному тексту повседневности дает возможность рассматривать его в рамках культурного диалога и культурной памяти, связывая таким образом относительно недавнее прошлое и современность.
Повседневность становится и предметом интереса Н.В.Глебкиной – но уже не столько как контекст, сколько как текст - в работе «Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960-х годов». Собственно, сам период в истории нашей страны предлагает в каком-то смысле уникальный материал для понимания того, как конструируются новые культурные смыслы, трансформируется поле культурных значений, осуществляется переход из художественных практик в социально-политические и обратно. В этот момент повседневность становится тем пространством, в котором отражаются важнейшие культурные и социальные процессы. Кинематограф, вольно или невольно фиксирующий их, сохраняет их как предмет для анализа. В рамках работы автором была предложена модель описания повседневности, выделены ее структурообразующие элементы - именно комплексное описание структуры и границ «кинематографической» повседневности составляет научную новизну данной работы.
Отдельного внимания заслуживает защита диссертационного исследования А.И.Шмаиной-Великановой «Книга Руфи как символическая повесть». Книга Руфи предстает в этом исследовании как объект исторической культурологии - оригинальное и уникальное в отечественной гуманитарной науке исследование Библии как культурного явления.. Анализируя ее внутреннюю парадоксальность и парадоксальность ее присутствия в каноне Священного Писания, автор, с одной стороны, осуществляет реконструктивное моделирование исторической социо-культурной ситуации, в которой она была создана, а с другой, в рамках так называемой "культурогенетики" строит модель процесса порождения вымысла в рамках сакрального текста.
Помимо этого, в приложении к диссертации был сделан перевод Книги Руфи, сопровождаемый первым на русском языке пословным аналитическим комментарием, не оставляющий без рассмотрения практически ни одно спорное место или трудное слово во всем тексте Книги Руфи. А.И.Шмаина-Великанова является автором 80 опубликованных работ (общим объемом 30,5 печатных листов), в том числе по теме диссертации 16 статей и монографию. В 2011 г. готовится к изданию вторая монография автора, содержащая подробный комментарий к Книге Руфи.
Результаты исследования были использованы А.И. Шмаиной-Великановой в подготовке нескольких специализированных курсов («История иудаизма», «Ведение в Ветзий Завет», «Специальный семинар по Книги Руфи»), читаемых в Российском государственном гуманитарном университете.
В отзыве ведущей организации, официальных оппонентов, а также инициативных отзывах на диссертацию, было отмечено, что диссертация превышает квалификационные требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, и может быть защищена как докторская. Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций поддержал эти предложения и обратился к Президиуму Высшей Аттестационной Комиссии с ходатайством разрешить А.И.Шмаиной-Великановой представить успешно защищенную при единогласном голосовании кандидатскую диссертацию на соискание степени доктора культурологии.
Диссертация, по мнению членов совета, представляет собою фундаментальное и вместе с тем новаторское исследование, а разработанные автором методы могут быть применены к изучению роли основополагающих священных текстов или сакральных предметов в возникновении искусства как особой области человеческой деятельности. В целом работа открывает в российской науке новое направление в изучении библейского наследия в мировой и отечественной культуре.
Ходатайство диссертационного совета было продиктовано не только актуальными задачами изучения и преподавания Библии в историко-культурном контексте, но и уникальностью диссертанта как специалиста и авторитетностью как лектора и педагога. Работая в качестве доцента Центра Изучения Религий РГГУ А.И.Шмаина-Великанова консультирует диссертации по кумранистике и истории иудаизма, и является создателем собственной школы изучения Библии в контексте мировой культуры. Она выступала на многих международных конференциях, ее исследования авторитетны в российском научном сообществе и за рубежом, а многие ее ученики в России и в других странах получили ученые степени.