2010

ОТЧЕТ
о работе диссертационного совета
Д 212.198.09 в 2010 году

Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.09 создан при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.01.2010 № 1-38.
Совету Д.212.198.09 разрешено принимать к защите диссертации по специальностям: 22.00.01 – Теория, методология и история социологии (по социологическим наукам); 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы (по социологическим наукам); 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни (по социологическим наукам); 22.00.08 – Социология управления.
1. В 2009 г. проведено 7 заседаний Совета.
2. Члены Совета, посетившие менее половины заседаний: нет.
3. В 2010 году Советом по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.198.09 были рассмотрены 4 кандидатские диссертации.
На дневном заседании 22 июня 2010 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Макарова Александра Яковлевича «Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде (на примере столичного мегаполиса) по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. Диссертация выполнена на кафедре теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета.
Диссертационная работа Макарова А.Я. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной среде .
Актуальность исследования определяется тем, что современная экономическая и политическая ситуация в мире, распад СССР изменили направления миграционных потоков и резко увеличили их интенсивность. Сложились противоречия между объективной потребностью вхождения детей мигрантов в социальную и культурную среду России, как принимающей стороны, и функциональным состоянием российского образования, не в полной мере отвечающим нуждам общественного развития.
Содержащееся в диссертации концептуальное осмысление роли и места образовательной среды учебного заведения в процессе социокультурной адаптации личности в иноэтническом социальном пространстве, позволяет выйти на новый уровень в изучении проблем, связанных с миграцией населения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных и социально-адаптированных программ и курсов для детей из семей мигрантов, для планирования федеральных и городских целевых программ по снижению социальной напряженности и конфликтности, по формированию толерантности и культуры мира. Положения в выводы исследования могут быть основой разработки вузовских учебных курсов по социологии образования, миграции и этносоциологии.
На вечернем заседании 22 сентября 2010 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Лю Юаньюань «Имидж Китая в восприятии российского общества» по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. Диссертация выполнена на кафедре политической социологии Российского государственного гуманитарного университета.
Диссертационная работа Лю Юаньюань является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение имиджа Китая в восприятии российского общества.
Актуальность исследования определяется возрастающей важностью «китайского фактора» во внешней политике России. Научно обоснованные знания о восприятии характера и форм общения народов способствует развитию и укреплению дружеских связей между Россией и Китаем, преодолению взаимного недопонимания.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и рекомендации могут послужить базой при разработке программ социального конструирования «образа иностранных государств» в России, а также «имиджа России» за рубежом. Результаты исследования способствуют оптимизации взаимовыгодного позиционирования России и Китая. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе для чтения курса лекций «Социология международных отношений».
На заседании 26 октября 2010 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Латышевой Татьяной Владимировны «Молодежные субкультуры: основания типологизации» по специальности 22.00.06 – социология культуры. Диссертация выполнена на кафедре прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета.
Диссертационная работа Латышевой Т.В. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение оснований типологизации молодежных субкультур в России.
Социальные трансформации российского общества в конце ХХ – начале XXI века послужили причиной изменения способов возникновения, существования и функционирования различных форм молодежных объединений, это обусловило актуальность исследования.
Результаты и выводы диссертационной работы могут быть использованы: как в теоретико-методологических исследованиях (для применения новых многомерных подходов к типологизации молодежных объединений), так и в эмпирических социологических исследованиях (для разработки концептуальной схемы и инструментария исследования). Материал диссертации может быть использован органами молодежной политики и организациями по работе с молодежью в практике взаимодействия с представителями молодежных субкультур, а также в учебном процессе при разработке курсов «Социология культуры», «Социология молодежи».
На заседании 14 декабря 2010 года Советом была рассмотрена кандидатская диссертация Цыбиковой Даримы Гамбожаповны «Потребительские установки населения современной России: социальная гетерогенность» по специальности 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы. Работа выполнена на кафедре прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета.
Диссертационная работа Цыбиковой Д. Г. является завершенным самостоятельным научным исследованием, выполненным на высоком научно-теоретическом уровне, вносящим вклад в изучение потребительского поведения населения России.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе потребление во многом определяет социальные различия, выполняет функции коммуникации и идентификации, является действенным инструментом управления не только социально-экономическими, но и политическими отношениями. Стремления и социальные позиции людей сосредотачиваются вокруг процесса потребления, определяя его растущую значимость в ценностно-мотивационной структуре личности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении понимания социальных процессов современного общества, а также закономерностей функционирования личности. Основные положения проведенного исследования могут быть использованы при создании и реализации образовательно-просветительских программ финансовой грамотности населения, при разработке законодательной базы потребительского рынка (защиты прав потребителей), маркетинговых стратегий продвижения товаров/услуг, а также – для чтения учебных курсов по социологии потребления, социологии социальных изменений, социологии личности и экономической социологии.