2010

ОТЧЕТ
о работе диссертационного совета
Д 212.198.10 в 2010 году

Совет Д 212.198.10 создан при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, приказом Рособрнадзора от 21.12.2007 № 2397-1937.  

Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07 – педагогическая психология
19.00.13 – психология развития, акмеология
по психологическим наукам.

В 2010 году проведено 5 заседаний.

Менее половины заседаний совета посетили следующие члены совета:
Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор
Зак Анатолий Залманович, доктор психологических наук, профессор

За отчетный период были рассмотрены 3 кандидатские диссертации: 1 – по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология;. 1 – по двум специальностям: 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология; 1 диссертация отклонена.

По специальности 19.00.07- Педагогическая психология успешно защищена 1 кандидатская диссертация: В.Г. Пичугина
В своем диссертационном исследовании В.Г. Пичугин уточняет и дополненяет сущностные характеристики понятий «беспризорность» и «безнадзорность», проводит содержательный анализ нормативной базы по исследуемой проблеме. Выявлено и обосновано значение восприятия образа семьи несовершеннолетним, как одного из ведущих факторов в формировании и реализации установки на уход из дома. Предложена и обоснована классификация групп подростков в зависимости от времени нахождения без попечения семьи. Выявлены возможности коррекционной работы с беспризорными и безнадзорными подростками в зависимости от специфики восприятия ими семьи и семейных отношений. Представлена модель социального приюта – как учреждения – посредника в процессе реадаптации подростков из числа беспризорных и безнадзорных. В ходе реализации поставленных задач проведён психологический анализ восприятия семьи и семейных отношений подростками из числа беспризорных и безнадзорных. Проанализированы возможности реадаптации и психолого - педагогической реабилитации безнадзорных и беспризорных подростов в условиях специализированного учреждения – социального приюта. Выявлена специфика социального приюта, способствующая повышению качества и результативности коррекционной работы с несовершеннолетними безнадзорными и беспризорными. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, работающих в системе органов социальной защиты населения – детских приютах, других учреждениях, занимающихся проблемой беспризорности и безнадзорности. Сформулированные в диссертации цели и задачи исследования соответствуют теме диссертации и положениям, выносимым на защиту, полученные данные эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Диссертация является законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации. Диссертационное исследование соответствует требованиям п. 8 "Положения о порядке присуждения ученых степеней" ВАК РФ. Соискатель достоин присуждения ему ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология (психологические науки).

Диссертация Ивановой К.В. защищена по двум специальностям 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 – Медицинская психология.
На данную защиту решением совета были введены два члена действующих советов по специальности 19.00.04 – Медицинская психология: Глозман Жанна Марковна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова; Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, член совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Д 501.001.15 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.
В работе К.В. Ивановой впервые осуществлен дифференцированный подход к женщинам, имеющим дисморфофобические реакции. Впервые выявлена типология женщин, недовольных своим весом в соответствии с выбранной ими адаптивной стратегией личности. Диссертация представляет собой попытку найти обоснование связи различных стратегий адаптации и особенностей самосознания. Обнаружение в предлагаемом исследовании существенных связей между стратегиями адаптации и особенностями самосознания показывает, что, во-первых, адаптивная стратегия может являться основанием для дифференциации женщин с дисморфофобическими реакциями, а во-вторых, что в психотерапии правомерно подходить к этим женщинам дифференцированно в соответствии с этим делением. Практическая значимость определяется тем, что его результаты могут быть использованы психологами в рамках психолого-коррекционной работы при следующих проблемах: необходимость типологизации здоровых людей с дисморфофобическими реакциями для оказания адресной психологической помощи; выбор поведения (адаптивной стратегии) личности при наличии дисморфофобических реакций (на примере недовольства своим весом); дисморфофобические реакции как источник внутренних конфликтов; отсутствие положительных результатов в борьбе с лишним весом. Результаты исследования показали, что женщины с дисморфофобическими реакциями различаются в плане социально-психической адаптации, выбирая различные адаптационные стратегии, самосознание женщин с дисморфофобическими реакциями действительно обнаруживает свою специфику в свете их адаптивных стратегий (при этом женщины с дисморфофобическими реакциями существенно различаются между собой и не представляют собой гомогенной группы, а распределяются по трем типам, каждый из которых требует своего психотерапевтического подхода), адаптивные стратегии к проблемной ситуации определяются, в частности, определенными бессознательными причинами, такими, например, как внутренние конфликты, женщины с дисморфофобическими реакциями значимо различаются по значениям таких параметров Я-концепции, как «Образ Я», «Я-глазами-других», «отношение к еде» и «степень активности», низкий результат приложенных усилий в борьбе с лишним весом может объясняться расхождением между субъективным и объективным количеством этих усилий, работа психолога (психотерапевта) с женщинами, имеющими дисморфофобические реакции, должна быть дифференцирована и зависеть от отнесенности человека к одной из трех описанных в нашем исследовании групп, отличающихся как особенностями поведения, так и особенностями Я-концепции, в том числе внутренних конфликтов. Полученные результаты и методические рекомендации могут быть использованы для практической работы психолога-консультанта, в частности по психологической работе с женщинами, недовольными своим весом. Также предложенные теоретические положения могут входить в лекционный материал отдельных дисциплин, например, таких как «Основы психологического консультирования» и «Телесно-ориентированная психотерапия». Диссертация вляется законченным экспериментально-теоретическим исследованием, обладающим научной новизной и имеющим теоретическое и практическое значение. Автореферат и публикации отражают содержание диссертации.Диссертационное исследование полностью отвечает требованиям, предъявляемым к диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальностям 19.00.01. – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки) и 19.00.04 - Медицинская психология (психологические науки)


В каждой из рассмотренных работ осуществлен многомерный и, вместе с тем, углубленный анализ психологических феноменов и явлений, методологически проработаны изучаемые категории. Аргументирован выбор комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Обоснованность и достоверность результатов и выводов каждого исследования обеспечены достаточной репрезентативностью выборок испытуемых, тщательным качественным и количественным анализом обширного фактического материала, а также корректным применением методов математической статистики. Научные результаты внедрены в различные сферы педагогической и социальной практики: в преподавание дисциплин для студентов различных специальностей; в работу образовательных учреждений разного типа (общеобразовательных школ и интернатов для детей с задержкой психического развития), пеницитарных заведений, наркологического диспансера, коммерческих структур и др.